Содержание
Лондон, 13 октября 2025 г. – Компания Shell plc рада приветствовать испанского энергетического гиганта Moeve в качестве первого внешнего поставщика своей платформы устойчивого авиационного топлива (SAF), основанной на блокчейне, что подчеркивает стремительный переход к зеленой энергетике.
Это объявление, появившееся в подходящий момент, когда торговая неделя началась с резких скачков, стало небольшим лучом солнца для инвесторов в акции нефтяных гигантов, которые немного выросли на первых торгах в Лондоне, несмотря на общее волнение на рынке из-за торговой напряженности между США и Китаем.
Акции Shell, которые торгуются на Лондонской фондовой бирже под тикером SHEL, открылись незначительным повышением, поднявшись на 0,4% до отметки около 26,50 фунтов стерлингов в середине утра. Этот рост происходит на фоне неизменного индекса FTSE 100, а также сохраняющихся опасений, вызванных резкой распродажей на Уолл-стрит на прошлой неделе.
Совместное предприятие с Moeve не только поддерживает Shell на расширяющемся рынке SAF, но и демонстрирует стратегический сдвиг компании в сторону низкоуглеродных решений, что является важной частью долгосрочной стратегии расширения, поскольку регулирующие органы и заинтересованные стороны оказывают все большее давление на компании, требуя обезуглероживания авиационной отрасли.
Прекращение партнерства Moeve и Shell
Основой этого изменения является платформа Shell Avelia, цифровая торговая площадка, которая была представлена в 2022 году в сотрудничестве с American Express Global Business Travel и Accenture. В основе Avelia лежит система учета и подачи заявок, при которой авиакомпании, производители топлива и корпоративные клиенты могут обмениваться сертификатами для использования SAF без фактической доставки в каждом аэропорту.
Эта система основана на технологии блокчейн, которая решает проблемы прозрачности, прослеживаемости и поддающихся проверке заявлений, устраняя одно из самых серьезных препятствий на пути к внедрению экологически чистых видов топлива, что продемонстрирует их воздействие на окружающую среду.
Moeve (бывшая Cepsa и вторая по величине испанская нефтеперерабатывающая компания) является важной фигурой за столом переговоров. Компания наращивает производство SAF на своем ультрасовременном заводе La Rabida Energy Park, где сырье на основе отходов, такое как отработанное растительное масло, используется для производства одноразового топлива, которое может использоваться в существующих авиационных двигателях.
Moeve также намерена достичь к 2030 году объема производства в 800 000 метрических тонн в год, что является очень высокой целью, однако это полностью согласуется с целью мировой авиации сократить выбросы на целых 50% к середине столетия.
Благодаря присоединению к Avelia, Moeve получит доступ к международной сети покупателей, в которую входят крупные авиакомпании и организации, стремящиеся нейтрализовать свой углеродный след. В случае с Shell это станет важной вехой в расширении базы поставщиков платформы за счет внешних операций платформы.
С момента своего создания Avelia уже сертифицировала более 41 миллиона галлонов SAF в 17 аэропортах по всему миру, однако привлечение внешних участников, таких как Moeve, вероятно, ускорит внедрение SAF.
По мнению экспертов отрасли, это позволило бы SAF значительно увеличить свою долю в общем объеме производства авиационного топлива — до 5-10% к концу десятилетия, в отличие от ничтожных 0,7%, которые она имеет на данный момент, и которые, по прогнозам, вырастут до 10% к концу года. только в конце этого года.
Это партнерство отражает более широкую тенденцию в отрасли, в рамках которой используется опыт нефтяных гигантов в области возобновляемых источников энергии. SAF — это высокодоходная возможность для Shell, которая уже инвестировала миллиарды в водород, биотопливо и зарядку электромобилей.
Поскольку на авиацию приходится около двух процентов всех выбросов CO2 в мире, рынок сертифицированного экологически чистого топлива переживает бурный рост благодаря требованиям ЕС, которые предусматривают 6-процентный уровень SAF к 2030 году, и политике Великобритании, которая также предусматривает аналогичные требования.
Стратегические последствия перехода к экологичности для Shell
Соглашение дает Shell повод для разногласий по поводу скорости, с которой она распродает ископаемые продукты. В начале 2021 года компания объявила о своем плане проведения Дня рынков капитала, пообещав акционерам ежегодную прибыль в размере 10-15 миллиардов фунтов стерлингов до 2025 года и направив до 25% капиталовложений на низкоуглеродные проекты. SAF может занять достойное место в этой структуре и обеспечить переход от старомодной торговли нефтью к энергетическим услугам завтрашнего дня.
В случае с Moeve объединение делает ее более заметной на зарубежных рынках. Являясь сравнительно новым участником SAF, который провел ребрендинг в 2024 году, испанская компания может использовать налаженную логистическую сеть и доверие к Shell.
Совместное использование этих двух технологий (Shell является экспертом в области цифровых технологий, а Moeve — производственным центром) может снизить затраты и повысить эффективность цепочки поставок, что сделает SAF более конкурентоспособным по сравнению с обычным авиационным топливом, которое в 2-4 раза дешевле в пересчете на галлон за галлон. Среди экологических групп царит чувство оптимизма, поскольку они считают, что эта новость является ощутимым шагом на пути к выполнению обещаний Парижского соглашения.
Тем не менее, по-прежнему существуют препятствия, которые необходимо преодолеть: нехватка сырья и дорогостоящие первоначальные капиталовложения могут ограничить экономический рост, если только правительство не вмешается в виде субсидий или налогообложения выбросов углекислого газа. Такие инновации приносят пользу Великобритании благодаря ее стратегии Jet Zero, которая направлена на то, чтобы к 2050 году авиация работала на нулевом уровне, что приведет к созданию тысяч новых рабочих мест в сфере переработки и дистрибуции.
Динамика цен на акции: Скептический отскок
В 2025 году акции Shell упали примерно на 5% с конца года из-за снижения цен на нефть и негативного геополитического воздействия на компанию. Первичный показатель, нефть марки Brent, подорожала сегодня на 1% примерно до 72 долларов за баррель после падения до пятимесячных минимумов в пятницу из-за оптимизма в отношении ослабления риторики в отношениях между США и Китаем.
Сделка с Moeve стала еще одним благоприятным фактором, и трейдеры назвали ее повышением интереса к диверсифицированному портфелю Shell. Shell немного превзошла своих конкурентов: акции BP упали на 0,2%, в то время как акции Total Energies в Париже выросли на 0,1%.
Доходность инвестиций в Shell в размере 10 000 фунтов стерлингов за последние пять лет увеличилась бы примерно до 14 100 фунтов стерлингов. Недавно компания вернула рынку 1,32 миллиона акций в качестве обратного выкупа, продемонстрировав свою уверенность в оценке.
В будущем Shell предоставит больше информации о результатах торговли в своем отчете за третий квартал, который будет представлен позднее в этом месяце. Прогнозируется стабильный объем производства СПГ, что положительно сказывается на доходах Shell, однако маржа переработки снижается из-за переизбытка предложения.
Акционеры будут заинтересованы в том, чтобы интеграция Moeve повлияла на фактическую выручку, и это позволит увеличить баланс Shell SAF на десятки миллионов долларов в ближайшем будущем.
В условиях более широкой рыночной турбулентности
Текущий индекс FTSE 100 отражает волатильность. Азиатские рынки рухнули на фоне фиксации прибыли, фьючерсы на американские фьючерсы сигнализируют о возможном восстановлении после того, как Дональд Трамп отменил свои тарифные меры против Китая.
В случае с энергетическими акциями Великобритании, отрасль растет на 1% в неделю, что указывает на оптимизм в отношении испытаний водорода и оффшорных аукционов по ветроэнергетике, но в связи с угрозами России о гибридном вторжении в европейские энергосистемы есть элемент риска.
В данном случае, продвижение Shell в области SAF сделало бы ее прогрессивно мыслящей. В условиях, когда «Биг Ойл» испытывает трудности с сокращением сверхприбылей (на 30% по состоянию на 2022 год), инвестиции в возобновляемые источники энергии, такие как это совместное предприятие, могут обеспечить дивиденды и стимулировать будущий рост. Форвардная доходность Shell составляет 4,2%. а соотношение цены и прибыли составляет 8,5, что делает его акциями, ориентированными на получение прибыли.
В условиях, когда авиационная отрасль стремится к устойчивому развитию, альянс между Shell и Moeve может стать прорывным. Для акционеров это вызывает беспокойство из-за того факта, что в переходный период гибкость — это не «зеленый свет», а хороший бизнес.
Еще неизвестно, приведет ли это к длительному скачку напряжения или в конечном итоге будет подавлено из-за капризов нефти; однако ясно одно: небо становится все зеленее, и Shell находится в полете.