Эта статья является частью: Центр регионов, торговли и геополитики
Американские компании сократили инвестиции в Китай до рекордно низкого уровня, поскольку согласно недавнему исследованию, тарифы и торговая напряженность продолжают влиять на экономические отношения между двумя крупнейшими экономиками мира. Опрос участников 2025 года, проведенный Американо-китайским деловым советом (USCBC), показал, что только 48% американских компаний планируют инвестировать в Китай в этом году, что значительно меньше, чем 80%, которые планировали инвестиции в 2024 году. Более того, опрос выявил устойчивое снижение оптимизма в отношении прогнозов экономического роста Китая и низкую уверенность в перспективе улучшения американо-китайских отношений. USCBC, беспартийная некоммерческая организация, объединяющая более 270 крупных американских компаний, ведущих бизнес в Китае, провела опрос в период с марта по май 2025 года, когда президент США Дональд Трамп возобновил торговый спор между США и Китаем в рамках более широких усилий по пересмотру торговой политики США.
“Растущие тарифные ставки после 2 апреля и возобновляющиеся переговоры подорвали доверие бизнеса, сорвали инвестиционное планирование и привели к ухудшению отношений в целом”, — говорится в отчете.
Рост опасений по поводу тарифов
Опасения по поводу роста и колебаний тарифов значительно возросли среди американских компаний, работающих в Китае. В исследовании USCBC, проведенном в 2025 году, тарифы были названы второй по значимости проблемой для американских компаний после общих американо-китайских отношений; в 2024 году тарифы были названы восьмой по значимости проблемой. В отчете также отмечается, что почти 70% компаний напрямую пострадали от тарифов, а 88% — от американо-китайских отношений.
“Напряженность вынуждает компании пересматривать свои инвестиционные стратегии в Китае”, — говорится в отчете. “В ответ на структурные проблемы в экономике и политическую нестабильность, наблюдавшуюся в последние годы, многие американские компании переориентируют свои цепочки поставок и в ближайшей перспективе сворачивают новые инвестиции в Китай”. Тарифы также наносят финансовый ущерб. Опрос показал, что более трети фирм потеряли продажи из-за тарифов в США, а половина респондентов потеряли продажи из-за того, что китайские клиенты переключились на поставщиков за пределами США из-за неопределенности. Кроме того, 27% компаний заявили, что они потеряли продажи из-за китайских тарифов, что на 21 процентный пункт больше, чем в 2024 году.
В ответ компании пересматривают цены с поставщиками, а также переводят цепочки поставок на альтернативные международные рынки. Исследование показало, что тремя ведущими альтернативными рынками являются Юго-Восточная Азия, Индия и Мексика. “Бизнес-сообщество просто хочет продолжать расти и иметь возможность идти туда, куда ему нужно, и где наиболее целесообразно вести бизнес”, — заявила Марджери Краус, основатель и исполнительный председатель APCO, в прошлом месяце во время Всемирного экономического форума. Ежегодная встреча новых чемпионов в Тяньцзине, Китай. “Сбои в цепочках поставок уже привели к тому, что некоторые компании инвестировали в другие места, диверсифицируя и отделяясь друг от друга”.
Тем не менее, отчет USCBC показал, что подавляющее большинство опрошенных фирм остаются прибыльными. Чуть менее половины, однако, с оптимизмом смотрят в будущее, ссылаясь на сохраняющуюся обеспокоенность по поводу тарифов и политической неопределенности.
Исследование USCBC показало, что различные другие факторы также осложняют бизнес-среду для американских компаний, работающих в Китае. К таким факторам относятся усиление конкуренции с китайскими компаниями, экспортный контроль США, промышленная политика Китая и политика локализации, которые препятствуют доступу на рынки.
Экономический рост в Китае и колебания внутреннего спроса также вызывают обеспокоенность. В течение последних двух лет Китай стремился к росту ВВП на 5%; однако, как отмечается в прогнозе главных экономистов Всемирного экономического форума на май 2025 года, темпы роста на 5% к 2025 году, вероятно, “будут более труднодостижимыми, учитывая ухудшение ситуации в мировой торговле в 2025 году». в последние месяцы”.
В ответ на нестабильность американские фирмы сосредотачиваются на обслуживании основных рынков, сокращении издержек и повышении эффективности, а также на привлечении новых клиентов, особенно в крупных городах Китая, где потребительские расходы растут, показало исследование.
«Слишком большой, чтобы его игнорировать»
Несмотря на значительные экономические трудности и сохраняющуюся неопределенность, исследование USCBC отмечает, что американские компании вряд ли покинут китайский рынок.
Исследование показало, что 28% опрошенных компаний считают, что они не смогли бы быть конкурентоспособными на мировом рынке без присутствия в Китае. Более того, почти 40% считают, что Китай является ключевым элементом их глобального присутствия.“Рынок Китая слишком велик, чтобы его игнорировать”, — говорится в отчете. “Но доверие не восстановится без существенного снижения тарифов и улучшения доступа на рынки”.
Делегаты USCBC встретились с министром торговли Китая в среду на встрече ведущих представителей бизнеса США и китайской торговой администрации. Встреча состоялась после торговых переговоров между США и Китаем в Стокгольме ранее на этой неделе, целью которых было заключение более прочной сделки и смягчение торгового спора, который может затормозить экономический рост в обеих странах.