Эта статья является частью раздела: Центр новой экономики и общества
Недавние внезапные решения нескольких стран сократить свои бюджеты на оказание помощи высвечивают то, что на самом деле происходило в течение многих лет: широкую эрозию поддержки международной помощи в целях развития. По прогнозам, к 2027 году объем официальной помощи в целях развития вернется к уровню 2020 года, и нет никаких сомнений в том, что это повлечет за собой катастрофические человеческие потери.Этот спад грозит еще большим расхождением в развитии человеческого потенциала или увеличением разрыва между теми, кто находится на вершине, и теми, кто находится в самом низу, что остановит десятилетия прогресса, достигнутого в противоположном направлении.Недавно ведущих экономистов попросили оценить возможные конкретные последствия дальнейшего сокращения помощи для «Прогноза главных экономистов» Всемирного экономического форума. Около 85% респондентов считают, что увеличение глобальных рисков для здоровья является вероятным или высоковероятным результатом, 77% считают вероятным или высоковероятным увеличение миграционных потоков, 75% видят такие же шансы в увеличении глобальных рисков для безопасности, а 69% видят такие же шансы в увеличении глобальных климатических рисков.
Возможно, удивительно, но только 67% опрошенных прогнозируют дальнейшее расхождение между странами с развитой экономикой и развивающимися странами как вероятный или весьма вероятный результат более резкого сокращения официальной помощи в целях развития. Это удивительно, поскольку ключевой предпосылкой международного сотрудничества в целях развития является то, что оно поможет странам с низким уровнем дохода приблизиться к более высокому уровню жизни.
На первый взгляд может показаться, что это сочетание различных потенциальных воздействий. Но есть нечто, что объединяет их всех: сокращение помощи в целях развития также сокращает предоставление глобальных общественных благ.
Причины для беспокойства, новые идеи для действий
Глобальное общественное благо — это все, что затрагивает все страны в результате их взаимозависимости. Эта взаимозависимость может быть результатом политических решений, таких как степень открытости стран своих границ для торговли или потоков мигрантов. Или же это может быть результатом того, как решаются общие планетарные проблемы, такие как изменение климата. Когда речь заходит об общественных благах, даже страна с огромными ресурсами и правильной политикой может пострадать от решений, принимаемых в других странах. Потенциальные последствия дополнительного сокращения помощи, отмеченные в прогнозе главных экономистов, дают нам основания для беспокойства, но также и некоторые идеи о том, что можно сделать для активизации международного сотрудничества в целях развития.
Обоснования сокращения помощи редко учитывают стоимость бездействия. Эти расходы особенно резко возросли во время эпидемии COVID-19, когда глобальное благо профилактики пандемии и борьбы с ней было подорвано, а прогнозируемый уровень бедности на 2030 год подскочил с 6,5% до 6,8% населения. В странах с высоким уровнем дохода сокращение помощи часто объясняется бюджетными трудностями, вызванными конкурирующими потребностями в расходах, связанными со старением населения, нуждающегося в уходе, низкоуглеродными и цифровыми преобразованиями, которые требуют новой инфраструктуры и навыков, геополитическими потрясениями и связанными с ними потребностями в области безопасности, и маргинализированные слои населения, которые должны быть защищены от соблазна экстремистских политических взглядов посредством увеличения государственных инвестиций. Хотя к этим конкурирующим требованиям необходимо прислушиваться, чистые выгоды от предоставления глобальных общественных благ оцениваются в триллионы долларов и часто выгодны странам с низким уровнем дохода.Более четкое изложение аргументов в пользу взаимных инвестиций в глобальные общественные блага могло бы подкрепить аргументы в пользу мобилизации большей общественной поддержки для трансграничной передачи ресурсов. Помощь может быть мотивирована благотворительностью, поскольку люди действительно чувствуют себя обязанными помогать другим, пострадавшим от конфликтов или стихийных бедствий, или чувством справедливости; люди в богатых странах с исторически значительными выбросами парниковых газов могут чувствовать себя обязанными поддерживать меры по смягчению последствий изменения климата в странах с низким уровнем дохода и минимальными выбросами. Международное финансирование должно выходить за рамки официальной помощи в целях развития и включать обеспечение внутренних взносов стран с низким уровнем дохода в глобальные общественные блага. Данные, собранные в 60 странах, где проживает 85% населения планеты, указывают на тесную взаимосвязь между поддержкой бедных за рубежом и защитой окружающей среды во всем мире.
Сокращение помощи уже имеет трагические последствия для слишком большого числа людей. Но они могут быть лишь симптомом еще более серьезных проблем, которые необходимо решать путем увеличения инвестиций друг в друга и в многосторонние институты, необходимые для обеспечения глобальных общественных благ.
Потому что во взаимозависимом мире отбрасывать лестницу, чтобы помешать странам, находящимся в неблагоприятном положении, подняться выше, — не очень хорошая идея.